Отзывы в Интернете это развод или нет?

Опубликовано: 14 октября 2020 года

Отзывы на специализированных сайтах — популярное средство продвижения любых услуг и товаров, всего, что можно каким-то образом оценить и выразить свою оценку словами и фотографиями (отзывы в Интернете). Но насколько это полезный инструмент и стоит ли ему доверять попробуем разобраться.

Как это работает?

Отзывы — это инструмент ОРМ (управления репутацией), который представлен в виде независимого мнения «обычных» людей. Задача отзывов в том, чтобы сориентировать потребителей, которые пытаются узнать что-то о незнакомом пока товаре или услуге, заинтересовать и расширить целевую аудиторию. Бизнес, получая отзывы, может проверить насколько востребованы его разработки и как его оценивают потребители. Если отзывы положительные, то это привлечёт больше покупателей.

Отзывы на сайтах: развод или нет

Рис. 1

Но, конечно, в реальности всё не так идеально. Отзывы пишут не только и не столько случайные потребители. Сейчас отзывы пишутся под конкретные ресурсы таким образом, чтобы повлиять на мнение предположительного покупателя. Отзыв помогает другим инструментам продвижения, формируя у целевой аудитории определенное представление о товаре или услуге.

Отзывы должны быть составлены так, чтобы потенциальный клиент получил такую информацию, которая ответила бы на большинство возможных вопросов, возникающих, когда потребитель ищет сведения о товаре или услуге в первый раз. Важно, чтобы это была такая информация, которая убедит человека, что товар или услуга стоят того, чтобы их приобрести. Главное, о чём нужно заботиться, размещая отзывы, это то, что первые 1-5 отзывов должны быть положительными. Рейтинг, который есть на ресурсах отзывов не имеет такого важного значения, как первые отзывы. Именно ориентируясь на первые отзывы потребитель составляет своё мнение о продукте.

Ресурсы

Не все сайты-отзовики равноценны для целей бизнеса. Среди них есть ведущие площадки для размещения отзывов, которые имеют высокую репутацию и отзывы на них считаются достаточно адекватными. Условно их относят к отзовикам категории «А». На отзовиках уровня «В» отзывы проверяются модераторами, но не так строго, как на сайтах категории «А». Тем не менее сайты категории «В» пользуются популярностью и дают хорошие результаты при продвижении.

Сайты-отзовики отзывы

Рис. 2

И есть сайты условной категории «С», которые могут использоваться только для того, чтобы увеличить количество упоминаний товара, услуги или фирмы при поиске в выборке. Среди ресурсов с высокой репутацией cайт «Отзовик» otzovik.com (рис.1). На сайте может оставить отзыв о чём угодно любой желающий. Но основных категорий 11. Чтобы составить отзыв, нужно кликнуть на кнопку «Найти». После этого появляется форма отзыва, которую нужно заполнить в соответствии с указанными правилами, нацеленными на уникализацию. В частности, нельзя копировать в отзыв текст и фото с других сайтов и вставлять ссылки на другие сайты.

На сайте простая форма регистрации, из достоверной информации нужен только адрес электронной почты. Также нужно выбрать логин, пароль, принять правила сайта. На «Отзовике» работают официальные представители компаний, о которых пользователи пишут отзывы. Плюсом является то, что они дают ответы на негативные отзывы и решают проблемы, указанные в отзывах. Или просто выражают сожаление, что тоже неплохо, так как показывает, что компания не равнодушна по отношению к своим клиентам и идёт на контакт при необходимости.

Следующий сайт категории «А» — irecommend.ru (отзывы о сервисе). В нём представлено 10 основных групп объектов для отзывов. Регистрация такая же, как на «Отзовике», еще можно зарегистрироваться через социальные сети. Отзывы пишутся и размещаются тоже стандартным способом.

И, конечно, для русскоязычной аудитории важное значение имеют отзывы на market.yandex.ru. Здесь можно найти авторские отзывы о любом товаре и это один из самых мощных ресурсов для продвижения в российском секторе интернета. Насколько он полезный для продвижения малого и среднего бизнеса — вопрос открытый, отзывов огромное количество и что-то конкретное найти не так уж легко.

Сайты для отзывов категории «В» тоже могут сослужить хорошую службу при продвижении. Особенно, если компания, товар, услуга ещё малоизвестны и нужно набирать аудиторию в интернете. Среди них можно отметить moscow.flamp.ru (отзывы не только относящиеся к Москве, но поиск отзывов для других городов не очень удобный). В большей степени ресурс рассчитан на услуги. Основные категории: «Бары», «Кофейни», «Доставка еды», «Магазины», «Клиники», «Такси» и так далее. На сайте есть рейтинг авторов, похожий на своеобразную соцсеть, авторов можно «Добавить в друзья» (рис. 3).

Неплохой ресурс — www.yell.ru, тоже в большей степени предназначенный для отзывов об услугах. Ориентирован больше на читателей, чем на авторов, с первой же страницы предлагая функционал путеводителя по интересным местам. По ним можно перейти к отзывам, — основному и в комментариях.

Можно обратить внимание на отзовик pravda-klientov.ru, в котором представлены отзывы об услугах и о товарах. Отдельного упоминания достоин рейтинг компаний, который представляет собой ничто иное как черный список. И правила для компаний, которые показывают, что, вероятно, происходит за кулисами сайтов-отзовиков. Так представителям компаний напоминают, что они «не первые», кому не нравится отзыв, и поэтому не нужно угрожать редакции размещать фейковые отзывы о своих компаниях, грубить авторам и админам и «даже подделывать документы госорганов». Видимо, до этого доходит, что подтверждает, что сайты для отзывов действенный инструмент продвижения. Нужно отметить, что сайт представляет огромное количество информации, в одном только рубрикаторе компаний около тысячи категорий.

Если есть необходимость размещения отзывов на сайтах категории «С», то к ним можно отнести такой ресурс, как pishem-otzyvy.ru. Функционал в целом не отличается от обычного отзовика.

Безусловно, любой список отзовиков субъективен, но сложилось так, что компании предпочитают видеть хорошие отзывы на нескольких определённых сайтах, хотя отдача может быть и от любого другого. И это можно установить только эмпирически, то есть разместив отзывы на разных отзовиках. И спустя некоторое время оценить, от какого сайта есть наибольшая польза. И не факт, что это будет сайт из «А»-категории.

Как найти автора для отзывов

Рис. 3

Из других известных ресурсов можно отметить vseotzyvy.ru, на котором можно увидеть отзывы не только о товарах и услугах, но и о кино, книгах, музыке, а также можно добавить отзыв о товаре, о котором ещё никто ничего не написал. Особенностью сайта является рейтинг пользователей и функция «Пригласить друзей». Видимо, функции социальной сети отзовиков здесь превалируют над бизнес-задачами.

Интересный ресурс — kupilskazal.ru, позиционирующийся как «потребительский портал», на котором «только честные отзывы». Особенность сайта – «Дискуссии» (рис. 4), на котором потребители обсуждают какие-нибудь вопросы отношений между клиентами и бизнесом. Это подчёркивает, что сайт больше полезен пользователем, чем компаниям для продвижения. Но и здесь хорошие отзывы будут нелишними.

Кроме указанных выше сайтов общего направления, есть специализированные отзывы, которые могут быть более полезны для определённого вида бизнеса. На очень больших отзовиках возникает стандартная проблема переизбытка информации и сложности поиска конкретной информации. А читатели и авторы отраслевых отзовиков могут быть более квалифицированными и давать более точные оценки.

Например, специализированный для путешествий ресурс для отзывов tripadvisor.ru. Это многофункциональный сайт для путешественников, который также можно назвать и соцсетью. Сайт основан в США, но сейчас он работает в 45 странах, а количество уникальных посетителей достигло более 300 млн. Возможно, это самый влиятельный ресурс в индустрии путешествий. Так что отзыв на этом сайте может иметь большое значение для туристических агентств, операторов гостиничного бизнеса, ресторанов, авиаперевозчиков, ресторанов и так далее. Кроме отзывов, на сайте можно разместить фотографии.

tripadvisor.ru отзывы

Рис. 4

Сайт prodoctorov.ru — самый крупный ресурс отзывов о медицинских работниках с количеством посетителей более 12 млн в месяц. На нём представлено 640 тыс. врачей и 45 тыс. клиник. Аналогичный ресурс — docdoc.ru, на котором собраны отзывы о врачах и клиниках в российских городах.

Отзывы — только часть функционала сайтов. Здесь можно также записаться на приём, диагностику и даже получить онлайн-консультацию. Скорее всего, такие ресурсы для предприятий отрасли намного результативнее, чем классический отзовик. К специализированным отзовикам можно также отнести страницы отзывов на отраслевых сайтах. Один из самых известных — «Отзывы о банках» на banki.ru. Этот отзовик действительно влиятелен, банки и другие финансовые организации реагируют на отзывы реальных клиентов, в том числе критические, и иногда даже решают проблемы.

Также есть региональные ресурсы отзывов. По понятным причинам больше всего их в Москве. Например, сайт zoon.ru, на котором представлены, если верить слогану ресурса, «Все организации с отзывами и рейтингом в Москве». Функционал сайта стандартный. Более удобный сайт о Москве — spr.ru. В нем представлены более 426 тыс. организаций и более 677 тыс. отзывов. Стоит отметить, что организации удобно распределены по многочисленным районам мегаполиса и городам Московской области (рис. 4). Особенность сайта – отдельный раздел скидок и акций, вынесенный на первую страницу.

Кстати, на сайте рассказывается, как правильно читать отзывы. Акцентируется внимание на том, что количество отзывов не главное. По мнению организаторов ресурса, если клиент доволен, то ему лень писать хороший отзыв, или, если он его пишет, то это краткий малоинформативный текст. И наоборот, если клиент остался недовольным, он пишет о своём отношении подробно. В результате даже у хорошей компании или товара может быть больше подробных плохих отзывов, что не означает, что объект критики действительно настолько плохой. Еще говорится о том, что не стоит верить слишком положительным однообразным отзывам или плохим отзывам без конкретики. И в том и в другом случае это могут быть ложные, заказные отзывы. И также нужно обращать внимание на дату отзыва — более новые полезнее старых.

Стратегия отзывов

С точки зрения компании, производителя товаров или поставщика услуг, необходима стратегия написания и размещения отзывов. В идеале, конечно, отзывы пишут совершенно случайные пользователи. Но ждать этого придется слишком долго, особенно если бизнес в самом начале развития, когда полезен любой инструмент продвижения. Поэтому в интернете много объявлений типа «нужно написать отзыв».

Впоследствии, когда рынок узнает товар или компанию, отзывы будут писать случайные пользователи. Но для этого нужно придать «кампании по размещению отзывов» начальный импульс, формируя тем самым нужный информационный фон. Прежде всего, необходимо выбрать ресурсы для отзывов, на которых предполагается размещаться. Перед публикациями нужно внимательно ознакомиться с правилами. Отзывы нужно писать регулярно, следовательно, необходим определённый график, общий и для каждого конкретного отзовика. При этом график не должен быть строгим, так как это вызовет подозрение в том, что отзыв фейковый. Количество отзывов для разных отзовиков должно быть разным.

Нужно планировать формат и объем отзыва в зависимости от его цели и значимости площадки. Например, для площадки уровня otzovik.com лучше подходит текст довольно большой, до 2 тыс. знаков, насыщенный полезной, достаточно подробной информацией. На ресурсах категории «А» также нелишне будет разместить фотографии, представить показательные, но не слишком сложные, цифры. Для площадок категории «В» может быть достаточно текста размером от 500 до 800 знаков, в котором содержится максимально конкретная информация.

Отзывы не должны быть неправдоподобными, слишком положительными, написанными в превосходном стиле. Кроме того, они должны быть разными по стилю: это может быть отзыв-благодарность, отзыв-рекомендация, отзыв-история или что-то другое. Более правдоподобно выглядит отзывы-сравнения, в котором показаны преимущества или недостатки объекта, в том числе в сравнении с конкурентами.

В любом случае лучше, если это будет интересный текст, вот почему оптимально доверить отзыв профессиональному автору. Однако, для начинающего предпринимателя это может быть слишком дорого, и они могут писать отзывы сами, привлекать друзей. Серьёзные ресурсы отзывов контролируют с какого IP написан отзыв и не получится размещать отзывы от якобы разных людей с одного IP. Если отзывы используются в стратегии продвижения, нужно контролировать размещение, чтобы положительные отзывы были первыми в списке.

Как зарабатывают на отзывах?

Предпринимателям отзывы позволяют расширить целевую аудиторию и продажи. Но на отзывах зарабатывают и те, кто их пишут. Некоторые платформы для отзывов платят за написание отзывов авторам. Условия достаточно привлекательные, это приводит на сайт всё больше авторов и читателей, таким образом, зарабатывают сайты-отзовики. Также отзывы заказывают компании, чтобы популяризовать бренд, товар, услугу. Итак, есть несколько способов заработка на отзывах:

  • Писать отзыв на сайтах-отзовиках и получать деньги за текст и просмотры.
  • Писать тексты на заказ в соответствии с требованиями заказчика и получать плату от него.

Эти виды заработка не приносят больших денег, но не требуют особых навыков и в лучшем случае это будет дополнительная подработка.

  • Создать свой сайт-отзовик, заработок идёт от просмотров рекламы на сайте.
  • Особый вид заработка: Youtube-канал с видеообзорами и отзывами.

Но в такие виды заработка, естественно, нужно сначала инвестировать деньги и другие ресурсы.

Вывод

Отзывы, с точки зрения бизнеса, не развод, а вполне эффективный способ продвижения. Но необходимо точно понимать, где будет размещаться отзыв, с какой целью и в соответствии с какой стратегией. Вопрос «где» подразумевает, что сайты-отзовики разного качества и направленности. Размещение отзывов должно контролироваться, и нужно оценивать, насколько они результативны.

4.66 / 6
Оставить отзыв

Отзывы

Карта сайта